BIBLIO ITALIA   Библиотека итальянской литературы - 14 век

 

Dante Alighieri

1265-1321

Данте Алигьери


DANTE ALIGHIERI  -  ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

(1265-1321)


Б И О Г Р А Ф И Я

 


 

1. Рождение. В настоящее время не существует какого-либо документа, подтверждающего дату рождения Данте, но сам он в своей “Божественной комедии” дает определенные ссылки на даты своей биографии. Утверждая, что “земную жизнь пройдя до половины”, он “очутился в сумрачном лесу”, он позволяет нам определить дату своего рождения, - в “Пире” он говорит, что “вершина арки жизни” - это тридцать пять лет, точная середина человеческого существования, продолжительность которой, согласно священному писанию, составляет 70 лет. А поскольку его воображаемое внеземное путешествие произошло в 1300 году, в год юбилея церкви, рождение поэта следует отнести ровно на тридцать пять лет назад, то есть в 1265 год.

Мы не знаем точно, в каком месяце он родился, - но в третьей части “Комедии” - в “Рае”, достигнув седьмого неба (сферы), он обращается к “славным звездам”, от которых он получил много благодеяний, и вспоминает, что впервые вдохнул воздух Тосканы, когда солнце вошло в созвездие Близнецов (Рай XXII). Таким образом, он родился между 21 мая и 20 июня, скорее всего в конце мая, в “большом поместье” во Флоренции, в доме семейства Алигьери, в квартале Сан Мартино дель Весково, у Каштановой Башни. Семья, принадлежавшая к гвельфам, относилась к мелкой флорентийской знати и жила в скромном достатке.

 

2. Семья. Происхождение своей семьи поэт связывает с именем своего предка Каччагвида, который получил титул рыцаря от императора Коррадо II за свои заслуги в борьбе против сарацин и погиб в Святой Земле во время крестового похода в 1148 г. Он был женат на женщине из “долины По”, возможно из Феррары, по имени Алигьера (Alighiera, Aldighiera либо Adegheira), от которой было взято имя семейства, - его уже носил сын Каччагвида Алигьеро I (помещенный Данте в первое обрамление Ада среди отмеченных гордыней), а затем Беллинчоне, занимавшийся политикой в рядах гвельфов и изгнанный из города после поражения под Монтаперти. Затем идет Алигьеро II, отец Данте. Прапрадеда Каччагвида Данте восхваляет как мученика за веру, проливающего свет славы на весь род. Отец Алигьеро II (здесь не стоит верить Форезе Донати, который в “Поединке” с Данте обращается с ним как с ростовщиком) был менялой, возможно, давал взаймы небольшие суммы денег, - и любом случае представлял собой малозначительную фигуру.

 

3. Детство. Видимо, детство поэта не было счастливым: его слишком рано омрачила смерть матери Беллы (которая умерла между 1270 и 1273 гг., когда ему было от 5 до 8 лет). Мы не знаем, насколько теплым было к нему отношение второй жены Алигьеро, носившей имя Лапа ди Кьяриссимо Чалуффи. О сводных брате Франческо и сестре Тане говорит Форезе Донати все в том же “Поединке” с Данте: “если Господь спасет твоих Тану и Франческо”. Мы знаем, что он, как более опытный в делах, помог Данте в первые годы изгнания.

Как тогда было принято, уже в 12-летнем возрасте Данте был обручен, будущей женой ему была избрана Джемма ди Манетто Донати, грамота о приданом датирована 9 января 1277 г. Свадьба состоялась предположительно в 1285 г.

Ребенком Данте ходил в одну из частных школ города, возможно, принадлежавшую некоему doctor puerorum из Рима, изучал затем предметы тривиума (грамматику, риторику, диалектику) и квадривиума (арифметику, музыку, геометрию, астрономию).

 

4. Женитьба и дети. В 1283 г. отца Данте уже нет в живых ( в одном из документов он упоминается после имени сына с определением “quondam”, которое предшествовало именам умерших), а небогатое наследство позволяет Данте посвятить себя наукам. Вскоре (как уже было сказано, видимо, в 1285 г.) Данте женился на Джемме ди Мането Донати. Видимо, в том же году он участвует в походе против Кастелло ди Поджо Санта Чечилия, поднявшего бунт по наущению аретинцев. 11 июня 1289 г. участвует в сражении при Кампальдино, в котором силы гвельфов Тосканы нанесли поражение гибеллинам Ареццо. В том же году участвует в осаде и взятии пизанского городка Кастелло ди Капрона (Ад, XXI, 95).
От Джеммы у Данте было четверо детей: Джованни, Пьетро, Якопо и Антония. О Джованни существует упоминание всего лишь в одном документе, который, однако, может быть не совсем подлинным. Пьетро и Якопо, учитывая тот факт, что сыновья упоминаются в смертном приговоре отца 15 октября 1315 года, - а дети могли подвергаться казни отца только в том случае, если им исполнилось не менее 15 лет, - видимо, родились в конце тринадцатого века. Младшая из детей Антония как женщина не могла быть подвергнута наказанию. Стоит думать, что сыновья уехали в изгнание, в то время как дочь сначала оставалась с матерью во Флоренции. Традиционно считается, что она приняла монашеский постриг и стала сестрой Беатриче, монахиней монастыря Санто Стефано дельи Уливи в Равенне, и о ней упоминает Боккаччо. Пьетро оставил ценные комментарии, а Якопо - аллегорическую интерпретацию “Божественной комедии”.

 

5. Образование. В 1287 г. Данте провел недолгий период времени в Болонье, - возможно, что он посещал один из старейших европейских университетов. Возможно также, что именно в Болонье он почерпнул знания по юридическим наукам, владение которыми хорошо прослеживается в его произведениях. Согласно утверждению Виллани, в изгнании Данте посещал как Болонский, так и Парижский университеты: “Белой частью (гвельфов) он был изгнан из Флоренции и поехал на учебу в Болонью, а затем в Париж” (IX,136). Боккаччо также говорит: “Он отправился в Париж и посвятил себя там слушанию естественной философии и теологии”. Объединив эти свидетельства с некоторыми ссылками, существующими в тексте поэмы, можно с достаточной вероятностью говорить о пребывании Данте в Париже между 1309 и 1310 г., хотя соответствующих документов, которые бы это подтверждали, не существует. Но, по сути, Данте приобрел широчайшие познания в различных областях самостоятельными занятиями.

 

6. Общая культура. Глубокое знание латинских поэтов - от Вергилия, которого он считает своим учителем (и упоминает более 200 раз), до Горация, Стация, Лукана, Сенеки, Теренция, - а также Боэция, Клаудиана, Персия, - послужили его вдохновению и поэтической фантазии, которая всегда была готова к сопоставлению с поэтической фантазией античных авторов.

Данте был знаком также, хотя и не прямо, с произведениями Гомера, “Историей” Тита Ливия, “Поэтическим искусством” Горация и различными произведениями Цицерона, которого считал своим любимым автором. Изучал провансальскую поэзию и итальянскую на volgare, появившуюся под ее влиянием, в текстах Сицилийской школы и у Гвиттоне д'Ареццо, поэта, оставшегося верным схемам провансальцев и пользовавшегося большим уважением, - именно его влияние испытал Данте в своих первых поэтических опытах - и именно его подверг впоследствии критике из-за “лингвистического муниципализма”, никогда не поднимавшегося до отточенного, совершенного народного языка, за его сложную и не разработанную до конца риторическую технику, за определенный герметизм формы, вследствие которого его тексты оставались неясными и малодоступными. Данте слишком строг в своей критике, поскольку фигура Гвиттоне в любом случае не исчерпывается этими недостатками, достаточно спорными, так как они-то и противопоставляли его произведения, его манеру письма тому, что делали тосканцы. Данте утверждает, что “сицилийской” следует называть всякую поэзию, предшествовавшую его произведениям и произведениям его друзей (Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя, Лапо Джанни...),- этот новый тип поэзии он называет “новым сладостным стилем” (dolce stil novo), основоположником его считает Гвидо Гвиницелли, называя его “...padre /mio e de li altri miei miglior che mai/ rime d'amor usar dolci e leggiadre” (Чист., XXVI).

В изучении латинских поэтов Данте не хватает критического к ним отношения, которое было присуще впоследствии Петрарке и поколению, предшествовавшему гуманистам, главной целью которых было создание новой литературной цивилизации. Тем не менее, он также ищет в Вергилии и в других латинских поэтах модель стиля, и в отличие от тех, кто в его время интересовался классиками, используя исключительно латинский язык, он отталкивается от них с тем, чтобы улучшить и по-новому оценить “вольгаре”, результатом чего и явилось крупнейшее произведение, продемонстрировавшее большой человеческий, гражданский и религиозный труд поэта - его “Божественная комедия”. Оно и определит место поэта как “luce nuova, sole nuovo” - новое солнце, восходящее вместо латыни, обреченной на закат (Пир, I,XIII,12). И в этом его величайшая заслуга в отношении итальянского языка. По этому поводу Данте пишет позднее трактат на латыни “О народном красноречии” (De vulgari eloquentia), в котором намечает те пути, которыми надо следовать, с тем чтобы итальянский язык стал литературным. Но его внимание обращено прежде всего к классикам, использовать которых необходимо для обновления человеческой Civilitas, добавляя гражданские и моральные идеалы античного Рима к духовности Рима христианского. Его концепция универсальной монархии представляет нам его как человека Средневековья, поскольку в основе лежит формула мирового устройства, которая спустя недолгое время будет превзойдена национальными государствами. Однако принципы, на которые опирается Данте, исходят от его творческой интуиции, позволяющей ему отличать философию от теологии, разум от веры, государство от церкви, пускай еще и в целостном видении, так как все объединяется, сочетается в Боге.

Чтобы дополнить картину общей культуры Данте, необходимо упомянуть и о его глубоких познаниях философии и теологии. Он серьезно изучал эти вопросы на протяжении целого периода своей жизни, и мы можем определить его, следуя тем путем внутреннего развития поэта, который отражен в его произведениях, - они тесно связаны и отражают и его вовсе не легкий жизненный путь. В его произведениях мы можем найти основные даты, которые могут уточнить и расширить картину, созданную не всегда точными биографическими сведениями, которыми мы располагаем.

 

7. Беатриче. В “Новой жизни”, своем раннем произведении, Данте говорит, что в первый раз встретил Беатриче, когда ему было 9 лет, в 1274 г., и увидел ее снова лишь спустя еще 9 лет, в 1283-м. Символическое повторение числа 9 создает атмосферу некоторой незавершенности, таинственности повествования, в котором героиня живет как духовное создание, вызывающее удивленное восхищение. Сегодня реальное существование этой идеальной женщины не вызывает сомнений: известно, что она была дочерью Фолько Портинари, щедрого флорентийца, основавшего больницу Санта Мария Нуова, самую крупную в то время в городе; затем она была отдана в жены Симоне де' Барди, который, согласно некоторым источникам, занимал значительные должности в городе (неоднократно был подеста и “капитаном народа” - городским головой).

Беатриче, этот “совсем юный ангел”, умерла, едва достигнув 24 лет, 8 июня 1290 года. В “новой жизни” ее образ наделен аллегорическим и мистическим значением, которые возносят ее над “ангельскими женщинами” других стильновистов и влекут самого поэта к спасению и совершенству, т.е. к переходу в совершенно новое, обновленное состояние. Роль “земной” Беатриче предшествует роли Беатриче “теологической”, которая в потустороннем мире становится символом божественного Знания, никогда не теряя при этом своей женственности. Она приходит на помощь Данте, когда он оказывается в “диком лесу”, призывая Вергилия; является ему на вершине Чистилища и упрекает его за отступничество; затем становится его возлюбленным проводником через небесные сферы Рая в интеллектуальном, моральном и религиозном восхождении, которое завершается созерцанием Бога. По мнению Де Санктиса, Данте через образ Беатриче смог поэтически обожествить человеческое в “Новой жизни” и по-человечески смягчить божественное в “Комедии”. В бесконечности живет “ее прекрасная улыбка” (Нж, XXI,8), в которую он был влюблен при ее жизни; Беатриче, преображенная в славе и в блаженстве, остается все такой же “прекрасной и смеющейся” (Рай, XIV), как это было в произведениях стильновистов, готовая увлечь его “лучом улыбки” (Рай, XVIII,19).

 

8. “Новая жизнь” - это повествование в прозе о любви поэта к Беатриче. 31 стихотворение, написанное в период с 1283 по 1292 (либо немного позднее), которое включено в текст 45 глав, составляющих книгу, сопровождаемых уточнениями дат и обстоятельств, в которых написаны, и комментариями текстов, становятся ключевыми, отражают самые напряженные моменты всей любовной истории, пережитой поэтом. По своей единой композиции это новая книга, и становится понятно, почему в наше время она может считаться первым романом Нового времени, - как “Пир” - первым научным трудом на итальянском языке. Некоторые из фактов, приведенных в “книжонке” (libello) - так называет “Новую жизнь” сам Данте, - имеют биографическую достоверность, иные кажутся вымышленными. Все они, однако, намечают очень важную картину внутреннего мира и включены в “разреженную”, мечтательную атмосферу повествования. Важно отметить и то, что городская действительность Флоренции, по улицам которой проходит Беатриче с подругами, становится гармоничным фоном для изображения этого совершенного создания, “сошедшего с небес на землю в подтверждение чудес”. И Беатриче выглядит здесь более возвышенной благодаря своим духовным качествам, - и все же более человечной, чем воспетые провансальскими поэтами феодальные дамы с их заученной изысканностью, живущие в аристократических залах своих сумрачных замков.

 

9. Кризис. Из “Новой жизни” и из “Пира” мы узнаем, что Данте переживает тяжелый кризис, связанный со смертью Беатриче. Однако неизвестно, помогли ли ему преодолеть это тяжелое испытание его философские занятия (он отмечает, однако, что в это время ему приносили облегчение “Утешение философией” Боэция и “О дружбе” Цицерона, которые стимулировали его изучение философских трудов и чтение классиков),- или же именно чтение философов и вызвало сам кризис, - возможно, под влиянием аверроистских и эпикурейских доктрин, которые были распространены в то время и котрые привели его “первого друга” Гвидо к отходу от ортодоксальной веры.

По утверждениям некоторых исследователей, кризис носил не философский, а моральный характер, - ввиду того, что поэт “поддался” иным увлечениям, свидетельством чему являются его “рифмы” Виолетте, Фьоретте, Парголетте, Каменной Даме. Согласно другим историкам литературы, речь шла о литературном кризисе ввиду того, что поэт отошел от “нового сладостного стиля” и занялся стихами реалистического характера, как уже упоминавшаяся “Tenzone” и “Каменистые стихи”(Rime petrose), в которых чувственная страсть к женщине по имени Пьетра (Камень), которая не отвечает на его любовь, достигает очень реалистических тонов, хотя за ними и скрывается символический смысл.

Что касается философского кризиса (отрицать который наверняка не стоит), то здесь необходимо упомянуть о влиянии на мышление Данте греческих и арабских комментариев Аристотеля, расходившихся с теологическим видением Фомы Аквинского. Эти расхождения учитывал в свое время и Альберт Великий (Magno), учитель Фомы, на которого зачастую ссылается и Данте, нередко принимая его решения. В “Пире” он говорит, что “принялся посещать религиозные школы и диспуты философов”. “Религиозные школы” наверняка были школа францисканцев при церкви С.Кроче и доминиканцев при церкви С.Мария Новелла. Диспуты философов без сомнения были собраниями аверроистов. Данте был очень близок францисканцам, у которых он ценил отношение к бедности и призыв вернуться к изначальной бедности Церкви, выступления против коррупции и всеобщего засилья церковных институтов. В же время он познакомился с никомахейской “Этикой” и “Поэтикой” Аристотеля. Из аверроистского аристотелизма он воспринял идею конечности земного бытия человека, которая опиралась на “philosophica documenta”, то есть на философию, на разум, и расходилась со сверхъестественным концом человеческого существования, как о том говорило священное писание, то есть documenta spiritualia. Первая идея находит свою реализацию в форме Государства, управляемого императором, вторая - во власти Церкви и папы. Само единство всеобщей империи, в которое верил Данте, усиливается аверроистской концепцией единого человечества, связанного единым разумом (интеллектом). Перспективой такой доктрины было бессмертие человеческого рода, причем отрицалось бессмертие частной, индивидуальной души. Данте никогда не принял эту теорию, однако взял из нее тот аспект, согласно которому все люди вместе объединены перед общим земным концом бытия, зависящим от верховной власти императора, которому надлежит обеспечить “доброжитие” всего человечества.

Возможно, что эти философские идеи на какое-то время отвлекли его в сторону философии, направленной на самое себя, без связи с теологией. Общие ссылки на Платона и Альберта Великого, идеи, близкие Св.Августину и аверроистам, придают эклектический характер философским взглядам Данте, - и увязываются (что является самым оcобенным моментам дантового мировоззрения) с его любовью к патристике, идеями Фомы Аквинского и религиозным видением жизни. Без сомнения, Фома Аквинский был самым крупным его учителем, но рядом с ним Данте помещает в “Рае” в сфере мудрецов Сиджери из Брабанта, главу латинского аверроизма (Рай, X,136), преподававшего в Парижском университете и бывшего ярым приверженцем различения научно-философского исследования и теологии, согласно принципам того философского направления, к которому он принадлежал.

Те же великие сомнения, что высказывает Данте, восходя по сферам Рая, наводят на мысль о его собственном беспокойном поиске, который поэт проделал на земле и этапы которого он отмечает в этом своем восхождении, - этапы постижения истины.

Присутствие Сиджери в Рае, которое лишь подчеркивает уважение к нему и к его школе со стороны Данте, представляется как символ гармоничного сочетания во взглядах поэта того, что было ему преподано двумя учителями, достигнуто при помощи аверроистской доктрины и проявилось прежде всего как в его концепции государства (De monarchia), так и в понимании отдельных проблем, не вступая в конфликт с его религиозно-ортодоксальными взглядами.

 

10. Участие в общественной жизни Флоренции. Период с 1290 по 1295 гг. характеризуется в жизни Данте интенсивным литературным творчеством, которое достигает своей кульминации в составлении “Новой Жизни” (1294-95) и в серьезных философско-теологических занятиях, ознаменовавших смену мировоззренческой ориентации в творчестве. В то же время, в 1295 году, когда Данте исполняется тридцать лет, для него открывается еще одна область деятельности, которая обусловит впоследствии всю его жизнь, - политика. “Временные дополнения” (temperamenti), внесенные в “Устав о правосудии” (Ordinamenti di giustizia), позволяют выходцам из благородных семей (нобили) участвовать в управлении народным государством, при том условии, что они вступят в одну из корпораций либо цехов. Данте сразу же записывается в корпорацию лекарей и аптекарей (speziali) и в том же году становится членом Совета Тридцати Шести при городском голове (Capitano del Popolo)/1.11.1295-30.04.1296), а также Совета Старейшин (Consiglio dei Savi) и Совета Ста (май 1295-сентябрь 1296). Он выбирает самую народную “фракцию” в этих структурах - белых гвельфов, выступая за семейство Черки, и против пропапской политики Корсо Донати, главы черных гвельфов и намерений папы Бонифация VIII получить власть над городом.

Самым крупным делом, порученным Данте в это время, была его поездка в Сан Джиминьяно в 1300 г. Город вышел из Лиги гвельфов после победы гибеллинов при Монтаперти, потом снова туда вошел и должен был избрать своего представителя и послать его в восстановленную Тосканскую Лигу, в которую входили Флоренция, Лукка, Пистойя, Прато, Вольтерра.

Политическая и административная деятельность Данте отражена в архивных документах, в которых есть информация и его решениях, выступлениях, - в них прослеживается достаточная его дальновидность как политика и отсутствие каких-либо личных интересов в тех или иных решениях. С 15 июня по 15 августа 1300 года Данте входит в число приоров - высшего органа управления Коммуны. 23 июня, вследствие кровавой стычки между “великими” и простонародьем, Данте не колеблясь выступает за решение о высылке из города вождей как белых, так и черных гвельфов, зная при этом, что в число изгнанников включен и его друг Гвидо Кавальканти. 27 июня он выступает против запроса папы на получение викариата над Тосканой и прилагает немало усилий, чтобы это решение было принято. 19 июня 1301 года, на заседании Совета Ста, он также решительно выступает против папской просьбы о продлении срока присутствия флорентийских всадников, посланных на помощь папе в его войне против Маргериты Альдобрандески. Все эти поступки наверняка вызвали немалое раздражение у Бонифация VIII, и как раз в сентябре 1301 г. он совершает хитрый политический шаг: посылает во Флоренцию под видом третейского судьи и “примирителя” Карла Валуа, настоящим заданием которого было оказать поддержку черным гвельфам, бывшим его союзниками, и изгнать из города белых гвельфов, мешавших его захватнической политике.

 

11. Посольство в Риме. В октябре 1301 г. Коммуна отправляет Данте с посольством в Рим, к папе. Двое из трех флорентийских посланников вскоре отправлены обратно, чтобы поведать городу папские указы, в то время как Данте задержан в Риме, - очевидно, чтобы помешать ему включиться в события и помешать папскому плану. Тем временем 1 ноября Карл Валуа приезжает во Флоренцию и помогает черным гвельфам прийти к власти.

Месть победителей по отношению к Данте принимает формы клеветы и серьезных обвинений: подеста Канте де' Габриэли да Губбио, поставленный на этот пост по указанию папы, проведя следствие по делу вождей белых гвельфов, обвиняет его в мошенничестве, сопротивлении папской власти, вымогательстве. 27 января 1302 г. - видимо, как раз в то время, когда Данте возвращался во Флоренцию, - он приговорен заочно к двум годам изгнания, запрещению занимать общественные посты и уплате 5 тысяч малых флоринов. 10 марта, вследствие неявки для уплаты штрафа и для защиты от выдвинутых обвинений, он приговаривается вместе с другими 14 осужденными к сожжению на костре.

 

12. Начало изгнания. Для Данте начинается с этих пор тяжелое время изгнания, в котором пройдет вся его оставшаяся жизнь. К флорентийскому периоду принадлежат “Новая Жизнь”, большая часть “Рифм” (включая “Тенцону”, написанную вместе с Форезе), “Фьоре”, “Любовный сказ” (Detto d'amore) и, согласно старой традиции, основывающейся на свидетельстве Боккаччо, хотя в наст. время и отвергнутой (за исключением некоторых еще сомневающихся современных исследователей, в числе которых Sapegno), семь первых песней “Ада”.

Вначале, вместе с другими изгнанниками, Данте остался в Тоскане и 8 июня 1302 г. участвовал в собрании в Муджелло (в нем приняли участие и некоторые изгнанные гибеллины, в числе которых и Лапо дельи Уберти, сын Фаринаты), на котором шла речь о планах военных действий против черных гвельфов во Флоренции. Исход столкновения был для белых отрицательным, и возможно, чтобы лучше организовать военные действия, Данте отправился в Форли, ко двору Скарпетта дельи Орделаффи, назначенного общим командующим войска изгнанников. Однако и второе сражение при Муджелло завершилось поражением белых. Уехав из Тосканы, Данте находит свое “первое пристанище” в Вероне, при дворе Бартоломео делла Скала, где и останется до его смерти, т.е. с мая-июня 1303 до марта 1304 г.

Тем временем смерть папы Бонифация (11 октября 1303 г.) и известие о том, что новый папа Бенедикт XI послал для примирения в Тоскану кардинала Никколо да Прато приводят Данте к решению вернуться поближе к Флоренции. Видимо, он из Ареццо следил за событиями в городе, которые ясно показали, что надежды его были напрасны: миссия кардинала завершилась неудачей; белые гвельфы, несмотря на неодобрение кардинала, вместе с гибеллинами нападают на черных при Ластре 20 июля 1304 г. - и терпят поражение. Данте к этому времени уже оставил “вредную и глупую компанию” и с этих пор “будет сам по себе” (farà parte per se stesso).

О его следующих передвижениях нет точных сведений: он несомненно был при дворе Герардо да Камино в Тревизо (с лета 1304 до лета 1306 г.), затем - Падуя, Венеция, Марка Тревиджана,- обо всех этих городах есть упоминания в “Комедии”: падуанские плотины вдоль реки Брента, “развалины” у Роверето в Адидже и др. С другой стороны, доподлинно известно, что в октябре 1306 г. он был в Луниджане у графов Маласпина: из одного документа в архиве Сардзана следует, что 6 октября этого года, в качестве доверенного лица семьи Маласпина, он подписал мировую сделку с епископом Луни в Кастельнуово Магра.
Обоим семействам - и делла Скала, и Маласпина - адресованы в “Божественной Комедии” хвалебные характеристики и слова признательности поэта.

В 1307 г. он в Казентино, при дворе Гвидо ди Баттифолле. С конца 1307 до начала 1309 г. в Лукке, где его принимает дама по имени Джентукка, упомянутая в “Чистилище” (XXIV,37). Предполагаемое пребывание в Париже, как уже было отмечено, могло иметь место между 1309 и 1310 гг., после которого Данте, по всей вероятности, должен был срочно вернуться на родину ввиду того, что в конце 1310 г. император Генрих VII, на протяжении двух лет менявший свои намерения, наконец решил прийти с войсками в Италию - и тем самым возродил надежды в сердце изгнанника снова вернуться во Флоренцию.

Очевидно, что преследования, которым Данте подвергся со стороны папы и черных гибеллинов, участие в соглашениях между белыми и гибеллинами, приют, который поэт нашел у большого гибеллинского семейства делла Скала, - все это постоянно отдаляло поэта от гвельфов, которые теперь полностью были во власти черных, и приближало его к сторонникам императора. Однако Данте все чаще пытается ставить себя над враждующими сторонами, - как, впрочем, уже видно из того факта, что поэт дружит с Мороэлло Маласпина, хотя тот стоит во главе войска черных гвельфов.

 

13. Литературное творчество.1301-1310. Первое десятилетие века было для Данте периодом напряженного творчества, начиная с первой канцоны периода изгнания “Tre donne intorno al cor mi son venute”, последняя группа “Рифм”, трактат “О народном красноречии” (который не был окончен, однако относится к первому пребыванию в Вероне, с лета 1303 до конца зимы 1304 гг.), “Пир” (вероятно, создававшийся между 1304 и 1307 и также не оконченный), вплоть до завершения “Ада” в 1309 г.

В то время как трактаты “О народном красноречии” и более поздний “О монархии” (созданный в 1312-13 либо даже, согласно некоторым исследователям, в 1317 г.) являются произведениями, посвященными специфическим темам (народному итальянскому языку и вопросу империи), они задумывались и создавались как полноценные трактаты на латыни, то “Пир” и “Божественная комедия” отвечают более общим целям, которым присущ язык более широкого общения, каким и явился volgare italiano, и эти произведения представляются связанными с “Новой Жизнью” своеобразной нитью, созданной из автобиографического материала.

“Пир” рождается на новом уровне зрелости, приобретенном посредством изучения философии в “умеренном и сильном” возрасте (после двадцати пяти лет), от моральной потребности “преломить хлеб науки во имя ближнего своего”, от надежды получить возможность возвращения в родной город после создания глубокого произведения как в плане философском, так и в плане художественном. Если в “Новой Жизни”, написанной в возрасте “страстном и пылком”, Данте собрал часть любовных стихотворений, здесь он собирается опубликовать 14 канцон “и о любви, и о материальных добродетелях”, сопровождаемых более глубоким и пространным комментарием, причем все это понимается как “застолье” науки, предлагаемое менее подготовленным читателям. “Любезная женщина”, которая присутствовала в “Новой Жизни” и утешала его после смерти Беатриче, появляется и в “Пире” как “дочь Бога, царица всех, благороднейшая и прекраснейшая философия”. Таким образом, утешает теперь поэта изучение философии, которому он посвятил себя с большим пылом, - “настолько, что за краткое время, - как пишет он сам, - может быть, за тридцать месяцев я начал чувствовать ее мягкость, и любовь ее изгоняла и разрушала всякую иную мысль” (Пир, II,XII).

Таким образом, между двумя произведениями есть преемственность. Однако следует отметить, что в “Новой Жизни” есть конфликт между любовью к Любезной даме и к Беатриче, который разрешается победой Беатриче. В “Пире” также есть упоминание о конфликте, в канцоне “Voi che 'ntendendo”, однако Любезная дама в философском произведении будет безоговорочно восхваляться. Видимо, стоит опять вспомнить о том, что предполагаемый кризис поэта имел философский характер: возможно, что первоначально занятия философией породили в нем своего рода интеллектуальную гордыню и отдалили от религиозной духовности Беатриче. Впоследствии (и это видно именно в “Пире”) союз между философией и теологией открывает перед ним новые бескрайние горизонты, и поэт чувствует себя все более обязанным вести людей “к науке и добродетели”. Однако очень скоро он заметит, что для такой важной роли недостаточно сухого философского языка: чтобы сделать человечество лучше, надо обращаться к разуму и к чувству, воспевать красоту интеллектуальных, моральных и религиозных приобретений, поскольку человек -это не только рациональное существо, как о том говорит философия, но он еще и наделен “интеллектом и любовью”. В идеях поэта чувствуется страстность, увлеченность, радость, моральное напряжение, и для их выражения совершенно необходима поэзия - именно тот инструмент, которым они могут быть выражены должным образом. Данте прерывает “Пир” на четвертом разделе и пишет “Божественную комедию”, которой он посвятит себя неотрывно на протяжении всей оставшейся жизни. В то же время он решает посвятить отдельный полноценный трактат политическим идеям, которые были упомянуты в “Пире” - и для более глубокого их изложения напишет “Монархию”.

 

14. “Комедия”. Самое крупное произведение Данте было заявлено уже в “Новой Жизни”: рассказав о победе Беатриче над Любезной дамой, поэт описывает в последнем сонете Беатриче в раю, окруженную сиянием, и добавляет, что ему было “чудесное видение”, в котором, говорит он, “я увидел нечто, что указало мне не говорить больше об этой блаженной до тех пор, пока я не смогу рассказывать о ней более достойно. А чтобы сделать так, я предаюсь как только могу занятиям, как она истинно знает... Я надеюсь, что скажу о ней то, что никогда не было сказано ни об одной женщине”.

Был ли у Данте замысел написания “Божественной комедии” еще в юные годы, до создания философских произведений? Или же заявление предполагает что-то еще не совсем осознанное? По утверждениям некоторых историков литературы (Luigi Pietrobono, Bruno Nardi), такой финал “Новой Жизни” содержит недвусмысленное заявление о новом поэтическом труде, но он был добавлен автором уже после того, как была прервана работа над “Пиром” и когда созрел замысел “Божественной комедии”.

Данте работает над “Адом” (если не учитывать сказанное Боккаччо о том, что первые семь песней были якобы написаны еще во Флоренции) на протяжении периода с момента его пребывания в Луниджане (1306) до пребывания в Лукке, где он предположительно и завершил работу над этой частью произведения (некоторые историки считают, что он полностью окончил ее в 1309 г.)
 

15. Второе десятилетие века. Генрих VII. Второе десятилетие Треченто характеризуется в жизни Данте окончательной утратой надежды на возвращение в родной город, после того как окончился неудачей поход и план императора Генриха VII, который поэт очень активно поддерживал.

После прибытия императора с войсками в Италию в октябре 1310 г. Данте пишет “Эпистолу”, адресованную всем правителям и народам полуострова, в которой восхваляет миротворческую миссию Генриха. Затем, вместе с гибеллинами и другими приверженцами императора отправляется выказать ему свое почтение и поддержку, - возможно, в Турин либо в Милан, где Генрих был коронован как король Италии 6 января 1311 г. Он сам говорит об этом в другой “Эпистоле”, адресованной Генриху и написанной 17 апреля 1311 г. в Казентино, где он гостил у графов Гвиди. В этой эпистоле он призывает императора отбросить всякие сомнения и немедленно отправиться в Тоскану. Там же он пишет и еще одну эпистолу, адресованную “негоднейшим флорентийцам”, упрекая их за упорное сопротивление императору, и еще три эпистолы в апреле-мае императрице Маргарите от имени графини Герардески Баттифолле, дочери графа Уголино. В декабре того же года Маргарита Брабантская умирает в Генуе от чумы.

Император приходит в Тоскану в марте 1312 г. и останавливается в Пизе. Возможно, именно в этом городе (хотя есть и утверждения, что в Генуе) происходит встреча Данте с ребенком Петраркой, приехавшим с отцом Петраккой выразить свое почтение императору Генриху. А император не оправдывает надежд Данте и других изгнанников, так как вместо того, что отправиться маршем на Флоренцию, направляется на Рим, где 29 июня происходит его коронация в Латеране. Только в сентябре он начинает осаду Флоренции, в которой Данте, в отличие от других изгнанников, участия не принимает. Генриху не удается сломить оборону флорентийцев, и он снимает осаду, снова отправляется в Рим и в дороге умирает от малярийной лихорадки 24 августа 1313 г., еще на сиенской территории, в городке Буонконвенто. Перед смертью он приказывает отвезти свое сердце в Геную и поместить в саркофаг, в котором покоится императрица Маргарита.

Для Данте Генрих VII был посланником Божьим в Италии с высокой миссией примирения враждующих сторон, которая могла быть реализована только под знаком всеобщей монархии, единого правления над различными группировками и враждующими между собой местными правителями. Ему Данте отводит в своем “Раю”, среди блаженных непорочной розы, высокое кресло, увенчанное имперской короной.

 

16.“Монархия” и эпистолы. Написание трактата “Монархия”, видимо, следует датировать 1312-1313 гг., еще до смерти Генриха. Сам автор, говоря в первой главе второй книги о всеобщем восстании народов и правителей земли, единых в своем противостоянии “Господину своему и единственному Князю римскому”, наводит на мысль о сопротивлении Генриху VII, вторгшемуся в Италию. Продолжается в трактате и философская тематика, в которой, как уже было сказано, Данте опирается на Аристотеля и Аверроэса и заявляет о независимости власти императора от папской власти на основании того, что земные цели рациональны, зависят от человеческих способностей и отличаются от духовных целей церкви. Однако поэт не отказывается видеть в империи (в чем идет за Св.Августином) своего рода remedium peccati, с тем чтобы усилить ее земное назначение, данное ей Богом, от которого напрямую, без посредников, происходит императорская власть. Произведение написано сдержанным тоном размышления и построено по строгой логической схеме, не вдаваясь в полемические детали. Оно как будто написано для того, чтобы примирить императора с понтификом, четко разделяя при этом соответствующие сферы власти, - вплоть до того, что император, по словам Данте, должен иметь столько почтения к папе, сколько имеет сын-первенец к собственному отцу. Предлагая такую теорию разделения двух властей, Данте предвосхитил современную концепцию взаимной автономии гражданской и религиозной власти.

В течение трех лет (1310-1313), когда приход Генриха в Италию питал надежды Данте на возвращении во Флоренцию, поэт заканчивает работу над “Чистилищем”. Когда император умер, Данте находился, вероятно, в Вероне у Кангранде делла Скала (возможно, уже с 1312 г.). Там же, в Вероне, он пересматривает и публикует первые две кантики: “Ад” в конце 1314 г., “Чистилище” осенью 1315 г., начинает работать над третьей частью поэмы (“Рай”) и публикует также последние три “Эпистолы”.

В 1314 г. он пишет “Эпистолу” итальянским кардиналам, собравшимся на конклав по поводу смерти Клемента V (20 апреля 1314 г.), призывая их избрать папу-итальянца, который бы перенес папский престол из Авиньона в Рим.

В 1315 г. Коммуна Флоренции принимает решение об амнистии всем изгнанникам - при условии уплаты штрафа и ритуального пожертвования в день Св.Иоанна. В одной из эпистол, адресованной “флорентийскому другу”, отвергая унизительные условия амнистии, приняв которые, необходимо было бы признать свою вину, Данте пишет: “Не та это дорога, чтобы вернуться на родину, - но если будет найдена иная, чтобы не затрагивала репутации и чести Данте, то я сразу же ее приму”. 15 октября того же года, как уже было сказано, Данте вместе с детьми снова был приговорен к смертной казни с конфискацией и уничтожением всего имущества. Во время пребывания в Вероне он пишет эпистолу Кангранде делла Скала, посвящая ему “Рай”. Там же он окончательно решает назвать произведение “поэмой” и уточняет ее структуру (1316).

 

17. Равенна. Проведя в Вероне 6 лет, примерно в 1318 г., Данте переезжает в Равенну, к спокойному двору Гвидо Новелло да Полента, чтобы окончить работу над третьей частью поэмы. В этой кантике чувствуется даже влияние равенских мозаик.

Последнее десятилетие жизни Данте также было заполнено трудами: кроме завершения “Рая”, он пишет “Вопрос о воде и земле” на латыни (который прочитает в церкви Св.Елены в Вероне 20 января 1320 г. по случаю поездки в Мантую), а также 2 “Эклоги” на латыни, адресованные Джованни дель Вирджилио. Возможно, это самый спокойный период его неспокойной жизни: он окружен друзьями-литераторами, в числе которых даже правитель Равенны Гвидо Новелло, который считает себя учеником Данте. К нему перебираются сыновья Пьетро и Якопо и дочь Антония (она, как уже было сказано, становится монахиней и принимает имя Беатриче),- дети останутся рядом с ним до его смерти. Гвидо Новелло дает ему некоторые поручения политического характера, - они подчеркивают его незаурядные способности дипломата и посредника в улаживании спорных вопросов.

Именно одна из таких дипломатических миссий оказалась для него роковой: в конце июля - начале августа 1321 г. ему было поручено отправиться в Венецию с целью отвести угрозу войны от Равенны - Венецианская Республика хотела таким образом наказать город за нападения кораблей Равенны на венецианский флот. Согласно рассказам, Данте прибыл в Венецию и твердо выступил в защиту Равенны. Затем, на обратном пути, в болотах Комаккьо у него началась малярийная горячка, и в ночь с 13 на 14 сентября 1321 г. он умер. По свидетельству Боккаччо, умер он, “получив по христианской религии полное церковное отпущение грехов и со смирением”.

По приказу Гвидо Новелло в Равенне состоялось торжественное погребение поэта в монастыре Св.Франциска. Угасла последняя надежда Данте быть коронованным поэтом в своем “прекрасном Св.Иоанне” за то, что написал “священную поэму”, к которой “приложили руку и небо, и земля”, подчеркивая прежде всего концептуальное и поэтическое значение третьей кантики, - ей он посвятил последние годы своего напряженного труда. Третья часть “Божественной комедии” - “Рай” - была опубликована посмертно.


© С.В.Логиш, 01.2001


Наверх     Dante   300     Biblio Italia  

 

 

Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

 

© Belpaese2000, © С.В.Логиш. 01.2001.  Aggiornato al 24.11.2007




Hosted by uCoz