Г. К. Косиков
СРЕДНИЕ ВЕКА И РЕНЕССАНС. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ [1]
(Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др. - М., 2001. - С. 8-39)
* * *
Примечания
1. Текст печ. (с авторскими изменениями) по: Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы. - В кн.: Методологические проблемы филологических наук, М., 1987, с. 222-252.
2. Лишь таким представлением о смене эпох можно объяснить тот факт, что при переиздании в 1978 году известного учебника по истории зарубежных литератур под редакцией академика В. М. Жирмунского было решено "уточнить" его название. Если в первом (1947) и втором (1959) изданиях подзаголовок гласил: "Раннее средневековье и Возрождение", то в третьем и в последующих он звучит так: "Средние века и Возрождение". Уточнение обязывающее: раннее Средневековье превратилось просто в Средневековье, не только с его началами, но и со всеми его концами, а Возрождение - в культуру, следующую за Средними веками, а отнюдь не существующую в рамках средневековой цивилизации.
3. См., в частности, широкое обсуждение этой проблемы в рубрике "Философия - человек - культура" в ж. "Вопросы философии", 1982, № 10, c. 42-116.
4. Напомним, однако, что мощные рефлексы средневековой культуры продолжают действовать в Европе и по настоящее время.
5. См.: История средних веков в двух томах. Под ред. акад. С. Д. Сказкина, т. 1. М., 1977, с. 11.
6. Поршнев Б. Ф. Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в. М., 1970, с. 42-43.
7. Поршнев Б. Ф. Мелье. М., 1964, с. 114.
8. Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977, с. 48-49.
9. Люблинская А. Д. Государство эпохи Возрождения в Западной Европе. - В кн.: Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978, с. 13.
10. Так, известно влияние, которое гуманизм оказал на формирование католического иезуитизма.
11. Рутенбург В. И. Возрождение и религия. - В кн.: Типология и периодизация культуры Возрождения, с. 18.
12. Подробнее см.: Варбанец Н. В. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. Опыт нового прочтения материала. М., 1980.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 346.
14. Ср.: "Не было, строго говоря, эпох Возрождения, классицизма, барокко, Просвещения и т. п., но были исторические периоды, ознаменовавшиеся заметной и подчас решающей значимостью соответствующих начал. Не существовало и не существует в литературе явлений "рафинированно чистых"... Немыслимо полное тождество литератур того или иного периода с какой-либо одной, пусть даже первостепенно важной, ее миросозерцательно-художественной тенденцией" (Хализев В. Е. Повторяющееся и неповторимое в литературном процессе (к современным дискуссиям). - В кн.: Литературный процесс. М., 1981, с. 121).
15. О магии как о конструктивном принципе народного средневекового миросозерцания см.: Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. см. также: Косиков Г. К. Стихия и логика мира. - Литературное обозрение, 1983, № 2.
16. См., например: Баткин Л. М. Тип культуры как историческая целостность. - Вопросы философии, 1969, № 9, с. 95. Специально применительно к литературе аналогичную идею, хотя и в иных, нежели у нас, терминах, сформулировал Р. И. Хлодовский: "Видимо, стоило бы четко разграничить два совершенно разных по содержанию понятия: "Возрождение" ("Ренессанс") и "ренессанс", т. е. идеологически содержательный стиль, определенное стилевое направление, национальную классическую форму получившее прежде всего в Италии. Отделение ренессанса от Ренессанса значительно расширило бы содержание литературы Возрождения, включив в него творчество писателей не только внеренессансных (Саккетти, Фоленго, Буркьело - в Италии, Ганс Сакс - в Германии), но и явно антиренессансных (Савонарола)..." (Хлодовский Р. И. О ренессансе, маньеризме и конце эпохи Возрождения в литературах Западной Европы. - В кн.: Типология я периодизация культуры Возрождения, с. 124).
17. См.: Гуревич А. Я. О новых проблемах изучения средневековой культуры. - В кн.: Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981, с. 5.
18. Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в Средние века. М., 1981, с. 176-178.
19. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции, М., Школа "Языки русской культуры", 1996, с. 324-325.
20. Такое отождествление нередко встречается в нашей литературе, особенно в популярной и массовой.
21. Ср.: "Общая черта мировоззрения... гуманистов, вытекающая из свойственного им всем стремления максимально возродить идеи и дух античной культуры, сохраняя вместе с тем и все главное содержание христианского вероучения, состояла в его паганизации, насыщении античными, "языческими" морально-философскими идеями" (Соколов В. В. Европейская философия ХV-ХVII веков. М., 1984, с. 21).
22. По мнению гуманистов, место диалектики как средства логического доказательства должна была занять риторика как средство убеждения и моральной пропаганды.
23. Связь гуманистической концепции с раннехристианскими идеалами и литературой широко освещена в новейшей отечественной историографии. См., в частности: Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в. М., 1977.; Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978; Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1978; Черняк И. Х. Гуманизм эпохи Возрождения и христианская мысль древности. - В кн.: Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984; Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (начало V - начало VII века), М., 1989.
24. Смирин М. М. Указ. соч., с. 51.
25. См. например: Петров М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Л., 1982, с. 31.
26. См.: Баткин Л. М. Указ. соч., с. 92.
27. Петров М. Т. Указ. соч., с. 31.
28. Баткин Л. М. Указ. соч., с. 170-171.
29. Подобные формулировки можно встретить даже у такого знатока средневековой культуры, как А. Я. Гуревич: "Человек средневековья... не видел в самом себе центра и нерасторжимого единства актов, направленных на другие личности... Внутренняя жизнь индивида не образовывала самостоятельной цельности" (Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры, изд. 2. М., 1984. с. 311).
30. По мнению А. X. Горфункеля, это "качественный разрыв", не менее существенный, нежели тот, который отделяет Возрождение от XVII века (см.: Горфункель А. X. Указ. соч., с. 4).
31. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества, М., 1977, с. 170.
32. Гейне Г. Собрание сочинений в 10-ти томах, т. 4, М., 1957, с. 224.
33. Горфункель А. X. К спорам о Возрождении. - В кн.: Средние века, вып. 46. М., 1983. с. 227.
34. "Долгое время... - писал Шлейермахер, обозначая пункт своего разрыва со всей предшествующей традицией философии личности, - почитая превыше всего однородность бытия, я думал, что для каждого случая есть только одна правда, что поведение должно быть для всех одинаковым и что один человек отличается от другого лишь своеобразием своего положения и места. Человечность, казалось мне, имеет свои различные обнаружения лишь в многообразии внешних действий; внутренний человек не должен быть своеобразно развитым существом, а всюду каждый сам по себе должен быть равен другому... Мне уяснилось, - продолжал Шлейермахер, - что каждый человек должен на свой лад выражать человечество через своеобразное смешение его элементов, чтобы человечество обнаруживалось всеми способами и чтобы в полноте пространства и времени осуществилось все многообразие, которое может таиться в его лоне" (Шлеермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М., 1911, с. 333-334).
35. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978, с. 137.
36. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения, с. 385.
39. См.: Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей, М., 1994, с. 285.
40. Штирнер М. Единственный и его собственность, Харьков, 1994, с. 203, 152.
41. Горфункель А. X. К спорам о Возрождении, с. 225.
42. Цит. по кн.: Фуко М. Слова и вещи. М., 1977, с. 79.
43. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907, с. 544.
44. Петрарка Ф. О средствах против всякой судьбы. - В кн.: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов, ч. I,. Саратов, 1984, с. 134.
45. Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека - В кн: Итальянскимй гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов, ч. II, Саратов, 1988, с. 18, 21.
46. Цит. по кн.: Монье Ф. Опыт литературной истории Италии. Кваттроченто. СПб., 1904, с. 38.
47. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. - В кн.: Эстетика Возрождения, т. 1. М., 1981, с. 250.
48. См.: Баткин Л. М. Указ. соч.
49. Сказкин С. Д. Указ. соч., с. 176.
50. Кампанелла Т. Философия, доказанная ощущениями. - В кн.: Горфункель А. X. Томмазо Кампанелла. М., 1969, с. 232.
51. См.: Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература. - В кн.: Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981, с. 3-14.
52. См.: Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983, с. 59.
53. См.: Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Сёрена Киркегора, М., 1970.
54. Подробно о переходе от антично-средневекового замкнутого Космоса к бесконечной Вселенной Нового времени см.: Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
55. Ср. о ренессансном мифологизме: "Возрождение - последняя целостная культурная система, построенная на архетипах, т. е. на мифе... здесь античная мифология, мертвая сама по себе, включалась в некий сплав (христианство, гротеск, магия, рыцарская легенда), который в целом был еще мифологической реальностью мышления, его разумом, а не предрассудком, кровью культуры, а не реминисценцией" (Баткин Л. М. Ренессансный миф о человеке. - Вопросы литературы, 1971, № 9, с. 116-118).
Текст взят с сайта
© OCR: Косиков Г.К. 2002