ГЛАВА IX
ПРАГМАТИКА ПЕРЕВОДА
Содержание: Понятие прагматического потенциала текста (254 - 255).
Воспроизведение прагматического потенциала оригинала при переводе (256 -260).
Зависимость перевода от прагматической направленности оригинала (261 - 263). Прагматические
функции социолингвистических факторов (264 -266). Передача в переводе
коммуникативного эффекта оригинала (267 - 268). Прагматическая адаптация текста
перевода (269). Понятие прагматической «сверхзадачи» перевода (270 - 271).
Установка на воспроизведение формальных особенностей оригинала (272).
Черновой, рабочий и официальный перевод (273). Стилизация и модернизация
перевода (274 - 275). Экстрапереводческие факторы в
прагматике перевода (276).
254. Всякий текст коммуникативен, содержит некоторое
сообщение, передаваемое от Источника к Рецептору, какие-то сведения
(информацию), которые должны быть извлечены из сообщения Рецептором, поняты им.
Воспринимая полученную информацию, Рецептор тем самым вступает в определенные
личностные отношения к тексту, называемые прагматическими отношениями. Такие
отношения могут иметь различный характер. Они могут иметь преимущественно
интеллектуальный характер, когда текст служит для
Рецептора лишь источником сведений о каких-то фактах и событиях, его лично не
касающихся и не представляющих для него большого интереса. В то же время
полученная информация может оказать на Рецептора и более глубокое воздействие. Она может затронуть
его чувства, вызвать определенную эмоциональную реакцию, побудить к каким-то
действиям. Способность текста производить подобный коммуникативный эффект,
вызывать у Рецептора прагматические отношения к сообщаемому,
иначе говоря, осуществлять прагматическое воздействие на получателя информации,
называется прагматическим аспектом или прагматическим потенциалом
(прагматикой) текста.
255. Прагматический потенциал текста является результатом выбора
Источником содержания сообщения и способа его языкового выражения. В
соответствии со своим коммуникативным намерением Источник отбирает для передачи
информации языковые единицы, обладающие необходимым значением, как
предметно-логическим, так и коннотативным, и
организует их в высказывании таким образом, чтобы установить между ними
необходимые смысловые связи. В результате созданный
209
„текст
приобретает определенный прагматический потенциал, возможность произвести
некоторый коммуникативный эффект на его
Рецептора. Прагматический потенциал текста объективируется в том смысле, что
он определяется содержанием и формой сообщения и существует уже как бы
независимо от создателя текста. Может случиться, что прагматика текста не
полностью совпадает с коммуникативным намерением Источника («сказал не то, что
хотел, или не так, как хотел»), В той степени, в которой прагматика текста
зависит от передаваемой информации и способа ее передачи, она представляет
собой объективную сущность, доступную для восприятия и анализа.
Прагматическое отношение Рецептора к тексту зависит не только от прагматики
текста, но и от того, что собой представляет данный
Рецептор, от его личности, фоновых знаний, предыдущего опыта, психического
состояния и других особенностей. Анализ прагматики текста дает возможность
лишь предположительно предусмотреть потенциальный коммуникативный эффект
текста по отношению к типовому, «усредненному» Рецептору.
256. Осуществление прагматического воздействия на получателя информации
составляет важнейшую часть любой коммуникации, в том числе и межъязыковой.
Установление необходимого прагматического отношения Рецептора перевода к
передаваемому сообщению в значительной степени зависит от выбора переводчиком
языковых средств при создании им текста перевода.
Влияние на ход и результат переводческого процесса необходимости воспроизвести
прагматический потенциал оригинала и стремления обеспечить желаемое воздействие
на Рецептора перевода называется прагматическим
аспектом или прагматикой перевода.
Переводчик, выступая на первом этапе переводческого процесса в роли
Рецептора оригинала, старается как можно полнее извлечь
содержащуюся в нем информацию, для чего он должен обладать теми же фоновыми
знаниями, которыми располагают «носители» исходного языка. Успешное выполнение
функций переводчика предполагает поэтому всестороннее
знакомство с историей, культурой, литературой, обычаями, современной жизнью и
прочими реалиями народа, говорящего на ИЯ.
Как и у любого Рецептора оригинала, у переводчика возникает свое
личностное отношение к передаваемому сообщению. В качестве языкового посредника
в межъязыковой коммуника-
210
ции переводчик должен
стремиться к тому, чтобы это личностное отношение не отразилось на точности
воспроизведения в переводе текста оригинала. В этом смысле переводчик должен
быть прагматически нейтрален.
257. На втором этапе процесса перевода переводчик стремится обеспечить
понимание исходного сообщения Рецептором перевода. Он учитывает, что Рецептор
перевода принадлежит к иному языковому коллективу, чем Рецептор оригинала,
обладает иными знаниями и жизненным опытом, имеет иную историю и культуру. В
тех случаях, когда подобные расхождения могут воспрепятствовать полноценному
пониманию исходного сообщения, переводчик устраняет эти препятствия, внося в
текст перевода необходимые изменения.
Отсутствие у Рецептора перевода необходимых фоновых знаний вызывает
необходимость в эксплицировании подразумеваемой
информации, внесении в текст перевода соответствующих дополнений и
разъяснений. Особенно часто это происходит в связи с использованием в
оригинале имен собственных, географических названий и наименований разного
рода культурно-бытовых реалий. При переводе на русский язык географических
названий типа американских Massachusetts, Oklahoma, Virginia, канадских Alberta, Manitoba или английских Middlesex, Surrey и пр., как правило, добавляются
слова «штат, провинция, графство», указывающие, что обозначают эти наименования,
чтобы сделать их понятными для русского читателя: штат Массачусетс, провинция
Альберта, графство Миддл-секс и т.п.
Добавление поясняющих элементов может потребоваться и при передаче названий
учреждений, фирм, печатных органов и т.п.:
The
strike movement in
Как сообщает журнал «Ньюсуик», в Испании растет
забастовочное движение.
Аналогичные добавления обеспечивают понимание названий всевозможных
реалий, связанных с особенностями быта и жизни иноязычного коллектива:
...for desert you got Brown
Betty, which nobody ate... ...на сладкое - «рыжую Бетти», пудинг с патокой, только его никто не ел.
211
Добавление избавляет русского читателя от необходимости ломать себе голову
над значением «рыжей Бетти», которую подают на сладкое.
В некоторых случаях необходимая дополнительная информация может быть дана
в специальном примечании к тексту перевода:
Against
my will I felt pleased that he should have considered my remarks interesting,
though I knew that it was Dale Carnegie stuff, a small apparently casual
compliment. (J. Brain?)
Я был невольно польщен тем, что он находит мои замечания интересными, хотя
и понимал, что это был дешевый трюк - как бы случайно брошенный комплимент по
рецепту Дейла Карнеги.
К этому предложению в переводе можно дать примечание, указывающее, что Дейл
Карнеги - автор популярной книги «Как приобретать друзей и влиять на
окружающих».
258. В других случаях воспроизведение прагматического потенциала текста
оригинала может быть связано с опущением некоторых деталей в переводе,
неизвестных Рецептору перевода:
There were pills and medicine all over the place, and everything smelled like Vicks' Nose Drops.
Везде стояли какие-то пузырьки, пилюли, все пахло каплями от насморка.
Здесь в переводе опущено Vicks - фирменное название капель, ничего не говорящее русскому читателю. Хотя
это и ведет к незначительной потере информации, эта информация несущественна и ею вполне можно пренебречь, для того чтобы
в русском тексте не было непонятных элементов.
259. Необходимость обеспечить адекватное понимание передаваемого сообщения
для Рецептора перевода может вынудить переводчика заменить непонятный элемент
исходного сообщения добавочной информацией, которая лишь подразумевалась в
оригинале, но была вполне очевидна для Рецептора оригинала. Таким образом,
имплицитная информация в оригинале становится эксплицитной в переводе:
The Prime-Minister spoke a few words from a window in Number 10.
Любому англичанину
хорошо известно, что в доме
№ 10
212
по улице
Даунинг-стрит в Лондоне
расположена резиденция премьер-министра.
Русский читатель этого может не знать, поэтому в русском переводе будет
произведена замена, разъясняющая смысл этого названия:
Премьер-министр произнес несколько слов из окна
своей резиденции.
Часто такого рода замена носит характер генерализации, т.е. замены слова с
конкретным значением словом с более общим, но зато
более понятным для Рецептора перевода значением:
...a 'swept' yard that was never swept where Johnson grass and rabbit-tobacco grew in abundance.
...«чистый» двор, который никогда не подметался и весь зарос сорной
травой.
"The
temperature was an easy ninety," he said. Жара невыносимая, - сказал он.
В первом примере в оригинале даны названия сорняков, известные жителям
южных штатов США. Русскому читателю вряд ли известны такие растения, как «джонсонова трава» и «кроличий табак», поэтому в переводе
эти названия обобщены в «сорной траве», тем более, что
существенным в данном контексте является не то, какими именно растениями зарос
двор, а то, что он зарос сорняками, т.е., что за ним никто не ухаживал. Во
втором примере ninety значит «девяносто
градусов по Фаренгейту». Система Фаренгейта малоизвестна русским читателям. Ее
можно было бы заменить на систему Цельсия, как это
обычно делается в официально-деловых и научно-технических текстах. Однако в
данном случае этого сделать нельзя, так как слова в тексте принадлежат жителю
США, где эта система неупотребительна. В переводе дана генерализация, ибо
опять-таки здесь коммуникативно важно не точное
указание температуры, а то, что стояла сильная жара.
Генерализация часто выражается в замене имени собственного (нередко
фирменного названия) именем нарицательным, дающим родовое название для данного
предмета:
Parked by a solicitor's office opposite the cafe was a green Aston-Martin tourer. - У конторы
адвоката напротив кафе стоял элегантный спортивный автомобиль зеленого цвета.
213
I could see my mother going into Spaulding's... - Я представил себе, как мама
пошла в спортивный магазин...
I lit a
cigarette and got all dressed and then I packed the two
Фирменные названия автомобиля, магазина и чемоданов не несут в русском
тексте той информации, которая связана с ними в английском оригинале, и
нуждаются в замене-разъяснении.
Воспроизведение прагматического потенциала в переводе может вызвать
необходимость применения и приема конкретизации, замены слова с общим
значением словом или словами с более узким, конкретным значением, раскрывающими
для Рецептора перевода суть данного явления:
The
British people are still profoundly divided on the issue of joining
В отличие от англичанина, русскому читателю может быть неясным, в каком
смысле в данном высказывании упоминается слово Europe. Поэтому в переводе целесообразно раскрыть,
что реально имеется в виду в английском оригинале:
В английском народе до сих пор существуют глубокие разногласия о том,
стоило ли Англии вступать в «Общий рынок».
260. Указанные способы изменения текста перевода с целью обеспечить
Рецептору перевода адекватное понимание переводимого сообщения используются
переводчиком без учета особенностей какого-то отдельного Рецептора или группы
Рецепторов. Рецептор, на которого ориентирован в таких случаях перевод,
является гипотетическим «усредненным» представителем своего языкового
коллектива. В приведенных выше примерах это был «русский человек», «русский
читатель», и его восприятие передаваемого текста определялось не личностными
характеристиками, а культурно-историческими особенностями данного народа,
фоновыми знаниями об английских реалиях, которые могут иметься, в принципе, у
большинства англичан и отсутствовать, как правило, у большинства русских
людей.
Вместе с тем, воспроизводя прагматический потенциал оригинала, переводчик
может ориентироваться на определенную группу Рецепторов перевода, обладающих
некоторой совокупностью специальных познаний в той области, о которой идет
214
речь в оригинале, и способных поэтому с большей легкостью добиться необходимого
понимания сообщения. Ориентация на подобную группу Рецепторов-специалистов
позволяет сократить число прагматических разъяснений в переводе. С другой стороны,
если перевод предназначается для группы Рецепторов, чей уровень фоновых знаний
ниже, чем у большинства читателей (неспециалисты в данной области, читатели
детского возраста и т.п.), относительно большая часть информации в оригинале
может быть или не понята или понята превратно, и число объяснений и уточнений в
переводе возрастает.
261. Прагматические проблемы перевода непосредственно связаны с жанровыми
особенностями оригинала и типом Рецепторов, для которых он предназначается. С
существенными трудностями при передаче прагматического потенциала оригинала
сталкиваются переводчики художественной литературы. Произведения художественной
литературы на любом языке обращены, в первую очередь, к людям, для которых
этот язык является родным, но они имеют и общечеловеческую ценность и часто
переводятся на другие языки. Вместе с тем, в них нередко встречаются описания
фактов и событий, связанных с историей данного народа, различными
литературными ассоциациями, бытом, обычаями, наименованиями национальных блюд,
предметов одежды и т.д. Все это требует внесения поправок на прагматические
различия между ИЯ и ПЯ для обеспечения адекватного понимания текста Рецептором
перевода.
262. Значительно реже возникает необходимость прагматической перестройки в
переводе научно-технических материалов, рассчитанных на специалистов, сведущих
в данной области знаний и владеющих во всех странах примерно одинаковым объемом
фоновой информации. Такие сообщения одинаково хорошо понимаются учеными,
говорящими на разных языках, и пояснения приходится давать лишь в отношении
названий фирм, национальных единиц измерения, специфических номенклатурных
наименований и т.п.
263. Особые проблемы связаны с прагматическим аспектом текстов,
предназначенных для иноязычного получателя. Речь идет о различных
информационно-пропагандистских материалах, адресованных иностранной аудитории,
и рекламе товаров, идущих на экспорт. В идеале авторы такого рода текстов
должны писать их с учетом характера и познаний иностранного читателя или
слушателя. В таких случаях задача перевод-
215
чика упрощается: ему не
надо заботиться об обеспечении полного понимания сообщения Рецептором
перевода, так как об этом уже позаботился автор оригинала. Однако нередко эта
задача оказывается в оригинале невыполненной, и переводчику, обладающему более
обширными сведениями об иностранной аудитории, приходится вносить
дополнительные коррективы в текст с учетом его прагматического аспекта. В этих
случаях осуществление перестройки текста перевода, ориентированной на
доступность для Рецептора перевода, играет решающую роль в процессе
межъязыковой коммуникации.
264. Важную роль в обеспечении прагматической адекватности перевода играют
и социолингвистические факторы, обусловливающие различие в речи отдельных
групп носителей языка. В частности, дополнительные трудности для обеспечения
всестороннего понимания Рецептором перевода передаваемого сообщения могут
возникнуть в связи с наличием в тексте оригинала отклонений от общенародной
нормы ИЯ, использование там таких субстандартных
форм, как территориально-диалектальные, социально-диалектальные и контамини-рованные, имитирующие речь иностранца.
Сами по себе элементы территориальных диалектов ИЯ, обнаруживаемые в
оригинале, не передаются в переводе. Использование в оригинале подобных
диалектальных форм может иметь двоякий характер. С одной стороны, весь текст
оригинала может быть написан на каком-либо диалекте ИЯ. В этом случае диалект
выступает в качестве средства общения, используемого Источником, и перевод с
него будет осуществляться таким же образом, как с любого общенационального
языка (для чего, естественно, переводчик должен обладать необходимой степенью
владения данным диалектом). С другой стороны, диалектальные формы могут
употребляться в тексте (главным образом, в художественной литературе) с целью
языковой характеристики отдельных персонажей, их идентификации как жителей
определенного района, где говорят на данном диалекте ИЯ. В этом случае
воспроизведение диалектальных особенностей ИЯ в переводе ничего не даст, так
как для Рецептора перевода они не выполняют идентифицирующей функции и будут
просто бессмысленны. Если в английском оригинале персонаж говорит на лондонском
диалекте «кокни», добавляя звук h к словам, где он отсутствует в стандартном языке, и опуская этот звук там,
где по нормам английского языка он должен произноситься ('Е 'as a good hear вместо Не
216
has a good ear), то попытка
воспроизвести эту особенность в русском переводе, употребляя несуществующие в
языке формы (скажем, «Хон хобладает 'орошим слухом»?!), явно лишена смысла. Невозможно также
использовать в переводе формы какого-либо территориального диалекта русского
языка, так как они будут идентифицировать совершенно иную группу (русских)
людей. Попытка установить эквивалентность между, например, диалектом негров
Миссури, на котором говорит негр Джим у Марка Твена, и каким-либо диалектом
русского (или любого другого) языка теоретически не оправдана и практически не
наблюдается, поскольку явно нелепо заставлять американского негра говорить
языком уроженца Перми или Одессы.
265. Многие территориальные диалекты тесно связаны с социальной
характеристикой их носителей, и в этих случаях их использование в оригинале
указывает на принадлежность данного персонажа к определенной социальной группе.
Иначе говоря, они выполняют функцию социального диалекта, который
характеризует речь членов какой-то социальной или профессиональной группы
людей. Лингвистические особенности социального диалекта имеют более общий, нелокальный характер, поскольку аналогичные
социальные группы, а тем более аналогичные профессии, часто обнаруживаются у
многих народов. Поэтому передача дополнительной информации, которую содержат
элементы социального диалекта в оригинале, оказывается в переводе возможной.
Как правило, переводчик имеет возможность использовать при передаче речи английского
матроса специфические слова и выражения, распространенные среди русских
матросов, или воспользоваться русским воровским жаргоном для воспроизведения
некоторых особенностей речи английского преступного
мира.
Решение этой задачи облегчается тем обстоятельством, что социальный диалект
отличается от общенародного языка лишь отдельными языковыми особенностями,
своего рода «указателями» (markers). Присутствие в тексте хотя бы небольшого числа таких
указателей обеспечивает воспроизведение данного вида информации в переводе:
Не do look quiet, don't 'e? D'e know 'oo
'e is, Sir? Вид-то у него спокойный,
правда? Часом не
знаете, сэр, кто он такой?
Роль совокупности грамматических (don't вместо doesn't) и фонетических ('е вместо he, 'e вместо you, 'oo вместо who)
217
признаков,
указывающих на принадлежность говорящего к
простонародью, выполняется в переводе одним просторечным оборотом: «Часом не
знаете?».
266.
Особые проблемы связаны с передачей в переводе имитации речи иностранца, содержащейся
в оригинале. Появление контаминированных форм в
оригинале может быть непроизвольным или намеренным. В первом случае Источник,
недостаточно владея ИЯ, использует искаженные формы, помимо своего желания.
Подобные ошибки затрудняют восприятие речи и обнаруживают принадлежность
Источника к иному языковому коллективу. При восприятии
подобной речи слушающий соотносит воспринятое с правильными формами языка,
догадываясь, какую форму имел в виду говорящий, и осуществляя таким образом
«перевод» с контаминированной на правильную речь.
Аналогичным образом, в процессе перевода на другой язык переводчик соотносит контаминированные формы с правильными
и переводит эти последние. Во втором случае контаминированные
формы применяются как средство указания на особенности речи иностранца и
являются одним из средств создания прагматического потенциала текста. Отсюда
следует, что воспроизведение прагматической функции этих форм входит в задачу
переводчика. При этом переводчик может либо использовать существующие в ПЯ
способы изображения речи иностранца, либо бывает вынужденным изобретать новые
способы передачи контаминированной речи. Во многих
языках имеются стандартные, общепринятые способы изображения неправильной речи
человека, принадлежащего к определенной национальности и говорящего не вполне
правильно на неродном для него языке. Эти способы различны для разных видов контаминированной речи, так что изображение английской или
русской речи немца не похоже на передачу речи китайца. Приемы передачи контаминированной речи во многом условны, хотя они могут
отражать и реально существующие различия между языками. Например, ошибки в
выборе глагольного вида характерны для всех иностранцев, говорящих по-русски,
а замена синтетической формы будущего вида на аналитическую
(«Я буду уходить» вместо «Я уйду») свойственна для немца, но не для француза.
При наличии в ПЯ общепринятого способа передачи определенного типа контаминированной речи переводчик пользуется таким
способом независимо от характера контаминированных
форм в оригинале:
218
We blingce beer. Now you play.
Моя принесла пиво, твоя типель платить (передача конта-минированной речи китайца).
Когда в оригинале изображена контаминированная речь
иностранца такой национальности, в отношении которой в ПЯ не существует
установившегося способа изображения, контами-нированные
формы в переводе вводятся переводчиком хотя и с учетом привычных способов
передачи речи иностранца на ПЯ, но без обязательного следования общепринятому
стандарту. Передача намеренной контаминации в переводе может быть сплошной или
выборочной. При сплошной контаминации искажается вся или большая часть речи
иностранца:
Eet ees the story of a leetle
Franch girl, who comes to a beeg
ceety, just like
Этот песенка про мааленьки франсуски
дэвюшка, котори приехаль в ошен большой город,
как Нуу-Йорк, и влюблял в ма-аленьки
малшику из Бруклин (передача контаминирован-ной
речи француза).
При выборочной контаминации наличие неправильной речи указывается при
помощи немногочисленных нарочитых искажений:
When you see
him 'quid then you quick see him 'perm whale. Когда твоя видел спрут, тогда твоя
скоро-скоро видел кашалот (передача контаминированной
речи канака).
Применение контаминированных форм нередко
сопровождается использованием элементов разговорного стиля, отказом от
использования более сложных грамматических форм (придаточных предложений,
причастных и деепричастных оборотов и пр.). При этом следует учитывать, что
некоторые стандартные способы изображения неправильной речи могут восприниматься
не только как речь иностранца, но и как речь человека малообразованного,
например, русское «твоя моя понимай нету» или «мало-мало».
Отбор и использование контаминированных элементов в
переводе должны соответствовать прагматической характеристике передаваемых
элементов оригинала.
267. В ряде случаев в прагматическую цель перевода входит достижение
желаемого воздействия (коммуникативного эффекта) на
Рецептора перевода. Коммуникативный эффект, который должен быть воспроизведен
в переводе, может опреде-
219
литься доминантной
функцией оригинала. Для произведений художественной литературы воздействие на Рецептора зависит от литературных
достоинств текста, получающих более или менее широкое признание у читателей.
Основная прагматическая задача перевода такого текста заключается в том, чтобы
создать на ПЯ текст, обладающий способностью оказывать аналогичное
художественно-эстетическое воздействие на Рецептора
перевода. Прочтя в русском переводе произведения Шекспира, Диккенса или Бернса,
русский читатель должен почувствовать силу литературного таланта автора
оригинала, понять, почему у себя на родине он считается великим драматургом,
писателем или поэтом. Если переводчику удалось этого добиться, можно
говорить об адекватном воспроизведении коммуникативного эффекта оригинала.
Более точное измерение соотношения воздействия оригинала на английского
читателя и перевода на читателя русского вряд ли возможно. Может идти речь лишь
о приблизительном равенстве реакций Рецептора, а фактическая реакция Рецептора
перевода может быть слабее реакции Рецептора оригинала (писатель
пользуется большим успехом у себя на родине) или, напротив, даже превосходить
ее (стихи Бернса более популярны в Советском Союзе в известных переводах
Маршака, чем в самой Англии).
268.
Доминантной функцией научно-технических материалов является описание,
объяснение или указание по манипулированию объектами окружающего мира.
Прагматическое воздействие на Рецептора
заключается в предоставлении ему необходимой информации для осуществления
определенной деятельности научного или технического характера. Если получатель
сообщения способен на его основе осуществить описанный эксперимент или
произвести предписываемые операции с прибором или станком, то коммуникативный
эффект текста может считаться достигнутым. Аналогичным образом, прагматическая
задача перевода научно-технического текста состоит в обеспечении такой же
возможности осуществить необходимые действия Рецептору перевода. Если Рецептор
перевода может успешно использовать текст перевода в качестве руководства к
определенным действиям, можно говорить о передаче прагматического воздействия
оригинала. И здесь равенство воздействия оригинала и перевода не обязательно
должно быть абсолютным. Может случиться, что в переводе необходимая научно-техническая
информация оказывается изложенной в более четкой и доступной форме,
обеспечивающей правильное ис-
220
пользование этой
информации специалистами, и, таким образом, перевод выполняет основную
прагматическую задачу даже лучше, чем оригинал.
269.
Наиболее сложной является задача обеспечить необходимую реакцию на текст
перевода со стороны конкретного Рецептора. Здесь переводчику
приходится ориентироваться не столько на воздействие оригинала на его
Рецептора, сколько на индивидуальные особенности Рецептора перевода.
Только очень хорошо зная характер и психическое состояние человека, можно с
достаточной уверенностью предположить, какова будет его эмоциональная или
поведенческая реакция на данное сообщение. Как правило, переводчик не может
ставить перед собой задачу добиться заданного коммуникативного эффекта. Если
же такая задача ставится, ее осуществление часто требует прагматической
адаптации текста, выходящей за рамки перевода как процесса создания текста,
коммуникативно равноценного оригиналу. Подобная адаптация при передаче на
иной язык, например, текста рекламы, который должен обеспечить сбыт данного
товара, нередко приводит к составлению на ПЯ нового параллельного текста (co-writing), учитывающего специфические
вкусы и наклонности будущих покупателей. В ряде случаев фактическое воздействие
текста перевода на данную группу Рецепторов может быть проверено путем
наблюдения за реакцией группы информантов, которым читают текст перевода, с
последующим внесением необходимых изменений. При устном переводе переводчик
имеет возможность наблюдать за реакцией Рецептора перевода и порой
дополнительно разъяснять ему, каких действий ожидает от него Источник в ответ
на полученную информацию. В условиях непосредственного общения Источник может
непосредственно обращаться к переводчику с просьбой добиться
желаемой реакции у Рецептора. Все подобные действия переводчика часто лежат за
пределами не только процесса перевода, но и адаптивного транскодирования.
270. В процессе осуществления межъязыковой коммуникации возникают
прагматические проблемы еще одного типа. Они связаны с возможностью появления у
переводчика дополнительных прагматических задач по отношению к Рецептору
перевода. В связи с этим, переводчик может преследовать дополнительные цели,
более или менее независимые от основной прагматической задачи перевода,
стремиться использовать результат переводческого процесса в каких-то особых
целях.
221
Естественно, что
подобная прагматическая «сверхзадача» не может не оказывать воздействия на ход
процесса перевода и оценку его результатов.
Прагматическая «сверхзадача» обусловливается факторами, не имеющими прямого
отношения к тексту оригинала, как-то: стремлением переводчика оказать
желательное воздействие на ПР, отношением переводчика
или ПР к содержащимся в тексте идеям или к творческой манере автора, особой
заинтересованностью их в какой-то части содержания текста и т.п.
Стремясь выполнить прагматическую «сверхзадачу» конкретного акта перевода,
переводчик может иногда отказываться от достижения максимальной
эквивалентности, довольствоваться неполным или выборочным переводом,
добиваться воздействия на Рецептора перевода, не
совпадающего с намерениями Источника и прагматическим потенциалом оригинала.
271. Возможность существования у переводчика прагматической цели, не
связанной с содержанием оригинала, но достигаемой в процессе его перевода,
связана с двойной ролью, которую переводчик играет в межъязыковой
коммуникации. С одной стороны, он выполняет функции языкового посредника, а, с
другой стороны, он фактически является Источником информации, создающим текст
на ПЯ для последующего использования этого текста в определенных целях.
Результаты любой деятельности во многом определяются ее целью. Цель конкретного
переводческого акта может не совпадать с общей целью межъязыковой коммуникации
и не сводиться к созданию на ПЯ текста, коммуникативно равноценного оригиналу.
Существование прагматической сверхзадачи во многом определяет и оценку
результатов переводческого процесса. В этом случае перевод оценивается не
только и не столько по степени верности оригиналу, сколько по тому, насколько
текст перевода соответствует тем задачам, для решения которых был осуществлен
процесс перевода. Степень этого соответствия называется прагматической
ценностью перевода. При наличии достаточной прагматической ценности перевод
может быть признан правильным (адекватным) даже при существенных отклонениях от
коммуникативной равнозначности оригиналу.
272. Прагматическая сверхзадача переводчика может быть связана со
стремлением отразить в переводе коммуникативно нерелевантные черты оригинала, которые остаются непереданными при эквивалентной передаче исходного
сообщения. Это могут быть формально-структурные особенности ИЯ, культур-
222
но-этнографические элементы, не
играющие функциональной роли в сообщении, но отражающиеся на его структуре, концептуально-семантические
особенности построения сообщений на языке оригинала. Подобная прагматическая
установка обычно приводит к нарушению норм и узуса ПЯ, вследствие буквального
воспроизведения чуждых ему особенностей ИЯ. Попытка отразить наличие двух
элементов в аналитической форме английского длительного вида
Не is running down the street приведет к
неприемлемой в русском языке фразе: «Он есть бегущий по улице», дословная
передача английских образов Не is as cool as a cucumber или A miss is as good as a mile дает бессмысленные
русские фразы: «Он хладнокровен как огурец» и «Промах также хорош, как миля»,
буквальное сохранение специфической смысловой структуры английского высказывания
демонстрирует невозможность использовать ее при построении русской фразы: They locked the door to keep thieves out. - «Они заперли
дверь держать воров извне». Понятно, что такие варианты исключены при
«нормальном» переводе и используются лишь для демонстрации особенностей
иноязычной формы в так называемом «филологическом» или «этнографическом»
переводе.
273. К иным результатам приводит стремление переводчика в соответствии с
прагматической задачей конкретного акта перевода дать упрощенный перевод,
ограничившись передачей лишь «голого смысла», т.е. предметно-логического содержания
текста, не заботясь о воспроизведении эмоционально-стилистических и
ассоциативно-образных аспектов оригинала. Такая задача нередко возникает,
когда переводчику необходимо в возможно более короткий срок ознакомить
Рецептора перевода с основным содержанием сообщения. Подобный упрощенный
перевод может рассматриваться как предварительный этап в процессе работы
переводчика по подготовке полноценного текста перевода. В связи с этим можно
различать переводы трех разных категорий, каждый из которых соответствует
определенным типам требований, а именно черновой (обзорный), рабочий
и официальный (готовый к опубликованию). Переводы первой категории
выполняются на уровне указания на ситуацию, т.е. передают лишь, о чем
говорится в оригинале, и допускают порой пропуски и отклонения от норм ПЯ.
Переводы второй категории полностью передают предметно-логическое содержание
оригинала (на уровне способа описания ситуации), соблюдают нормы ПЯ, но могут
быть неадекватны в воспроиз-
223
ведении коннотативных
аспектов оригинала и прибегать к пояснениям для восполнения потерь информации.
И, наконец, переводы третьей группы создают коммуникативно равноценную
замену оригинала на ПЯ, воспроизводя все функционально релевантные элементы
содержания оригинала, включая его прагматический потенциал.
274. Особым видом прагматической сверхзадачи, приводящей к существенным
изменениям текста перевода, является стремление переводчика к модернизации
оригинала. Время и место перевода может сильно отличаться от времени и места создания
оригинала. Переводчик нередко имеет дело с оригиналом,
созданным в иную историческую эпоху, в том числе и на его родном языке,
изменившимся за этот период до такой степени, что его прежнее состояние
представляет как бы иной язык. Перевод текста, отдаленного по времени,
ставит перед переводчиком ряд дополнительных проблем. Тот факт, что перевод
делается не с современного языка, должен быть каким-то образом отражен и в
тексте перевода. Возникает необходимость отразить в переводе хронологическую
отдаленность оригинала путем использования слов и структур ПЯ, хотя и понятных
для современного Рецептора, но малоупотребительных и воспринимаемых как
архаические. При этом подобные архаизмы ПЯ не должны иметь резко выраженной
«национальной окраски», т.е. не быть настолько характерными именно для ПЯ,
чтобы исключить возможность их употребления при передаче иноязычного
сообщения.
Помимо использования устарелых элементов лексики, «архаичность» текста
перевода обеспечивается также тем, что переводчик избегает употреблять слова и
сочетания, которые несут на себе отпечаток современного этапа развития языка
или связаны с современной жизнью и бытом языкового коллектива и поэтому
несовместимы с эпохой, когда был создан оригинал. Хотя перевод осуществляется
на современный русский язык, автор оригинала, живший, скажем, в Англии XIV века, как и его
герои, не может в переводе «ездить в командировку», «заниматься чем-либо без
отрыва от производства», «работать сверхурочно», «решать проблемные вопросы»,
«быть узким специалистом», «проводить незапланированные встречи», «подбирать
кадры», «игнорировать специфические- особенности»,
«осуществлять режим экономии» и т.д.
275. В нарушение требований, которым должен отвечать перевод, чтобы быть коммуникативно
равноценным отдаленно-
224
му по времени
оригиналу, переводчик может стремиться модернизировать передаваемое сообщение,
изложив его таким образом, как это сделал бы
современный автор. Выполнение подобной сверхзадачи влечет за собой существенные
изменения в тексте перевода, отказ от малоупотребительных и архаических
языковых единиц и, напротив, широкое употребление повседневной, современной
лексики. Изменения затрагивают и способ описания ситуации, а порой и саму
ситуацию. Если в английском переводе библейского текста верующие, встречаясь,
обменивались благочестивыми поцелуями (greeted one another with a holy kiss), то в
модернизированном варианте они уже обмениваются рукопожатиями (gave one another a hearty handshake all around). В
некоторых случаях модернизация включает элементы стилизации, замены старых имен
на современные, изменение отдельных эпизодов, наименований, предметов быта,
обычаев и т.п. Как и в предыдущих случаях, подобная прагматическая
адаптация не является, строго говоря, переводом, хотя выполняется переводчиком
в процессе перевода.
276.
Специфическая цель конкретного акта перевода может заключаться и в стремлении
оказать воздействие на Рецептора перевода,
непосредственно не связанное с содержанием оригинала или его прагматическим
потенциалом. Процесс перевода может осуществляться не столько для более или
менее полного воспроизведения оригинала, сколько для того, чтобы при помощи
его достичь какой-то иной цели, связанной с намерениями самого переводчика или
подсказанной его заказчиками или работодателями. В результате перед
переводчиком стоит задача, не имеющая ничего общего ни с созданием текста, коммуникативно
равноценного оригиналу, ни с намерением достичь тех целей, которые
преследовал Источник, создавая оригинал. Переводчик может
ставить перед собой цели пропагандистского, просветительского и т.п.
характера, он может стремиться в чем-то убедить Рецептора перевода, навязать
свое отношение к автору оригинала или к описываемым событиям, на него могут
оказывать влияние какие-то соображения политического, экономического или
личного порядка, стремление избежать конфликта или, напротив, обострить его и
т.д. Подобная тенденциозность может привести к полному искажению
оригинала, и, как правило, профессиональный переводчик избегает подобного
влияния своих личных соображений и пристрастий на процесс перевода. Тем не
менее, отдельные случаи сознательного отказа от правильного перевода некоторых
225
элементов оригинала,
связанного с указанными выше факторами, порой обнаруживаются в переводческой
практике. П. Мериме, переводя «Ревизор» Гоголя, заменил в реплике городничего
слова «чем больше сносят» словами «чем больше строят», опасаясь, что сохранение
варианта оригинала может быть истолковано как намек на деятельность
императрицы, по воле которой в это время сносилось много домов для устройства
Больших бульваров Парижа. В. Курочкин и другие переводчики
песен Ж. Беранже, с одной стороны, переиначивали содержание французских
оригиналов, чтобы вложить в перевод политическую сатиру на порядки в царской
России, а, с другой стороны, из-за цензурных условий вынуждены были опускать
некоторые существенные детали, когда речь шла о боге, о короне, о конституции
и т.п. Примеры воздействия на результаты процесса перевода подобных «экстрапереводческих» сверхзадач можно было бы легко
приумножить. Понятно, что прагматические факторы такого рода не поддаются
теоретическому обобщению и их рассмотрение выходит за рамки общей теории
перевода.
Перевод Biblio Italia Belpaese2000