GIOVANNI DELLA CASA -  ДЖОВАННИ ДЕЛЛА КАЗА 

(1503 - 1556)

 

 


 

Итальянский поэт, писатель, церковный деятель. За исключением Торквато Тассо, роль поэтического наследия которого в итальянской поэзии трудно переоценить, крупнейшим представителем петраркистской лирики 16 века является Джованни делла Каза, также связанный вначале с домом Медичи, а затем с Фарнезе, согласно некой негласной схеме, использованной многими литераторами того времени. Но, в отличие от многих иных авторов, его тесные связи с высшими кругами церкви позволили Делла Каза занимать высокие должности в рамках политики Контрреформации, которую проводил папа Павел III: он был папским нунцием в Венеции, смог снова ввести суд инквизиции на территории Венецианской республики и был очень активным посредником в переговорах между Венецией и папством, целью которых было убедить правителей морской республики выступить вместе с папой против императора Карла V. По этому поводу Делла Каза напишет две оратории, одна из которых была адресована Венецианской республике, а вторая императору. Он лично вел судебные процессы против еретиков, в числе которых и против епископа Каподистрийского Пьера Паоло Верджерио.

 

Джованни Делла Каза родился 28 июня 1503 г., вероятно, в Муджелло, вблизи Флоренции, в аристократической и обеспеченной семье с флорентийскими корнями. Учился вначале во Флоренции, затем в Болонье, где посещал лекции по юриспруденции и познакомился с Пьетро Бембо. Завязал знакомство и с известным гуманистом Антонио Беккаделли (1501-72), с которым у него завязались тесные дружеские отношения,- в 1526 г. они даже вместе провели несколько месяцев на вилле в Муджелло за чтением и беседами.

В 1528 г. Делла Каза переезжает в Падую, где изучает греческий язык и знакомится с другими известными литераторами своего времени Ц Франческо Берни (Francesco Berni) и Аньоло Фиренцуолой (Agnolo Firenzuola). В эти годы он решает принять церковный сан. Его выбор, как и выбор Пьетро Бембо и Бальдассара Кастильоне, был продиктован не истовой верой, а желанием достичь высокого социального положения и материального благополучия. В 1534 г. он оправляется в Рим, чтобы начать серьезную церковную карьеру. В 1544 г. он избран архиепископом г.Беневенто и сразу же становится апостольским нунцием в Венеции. В 1548 г. составляет первый лИндекс запрещенных книг╗. Годом позже умирает папа Павел, и Делла Каза возвращается в Рим. Однако новый папа Юлий III не жалует ему ожидаемого кардинальского титула. После этого Делла Каза уезжает в городок Нервеза, в окрестностях Тревизо, на севере Италии, где будет жить до 1555 г. и напишет большую часть своих литературных сочинений, включая лГалатея╗ (лIl Galateo, ovvero dei costumi╗) и большую часть стихотворений. В 1556 г., после избрания нового папы Павла IV Делла Каза снова вызван к папскому подворью и назначен государственным секретарем. Несколько месяцев спустя, 14 ноября  1556 г., умирает, так и не получив столь желаемого титула кардинала, к которому стремился всю жизнь.

 

лСтихотворения╗ (УRimeФ) Джованни Делла Каза были опубликованы посмертно в Венеции в 1558 г. и содержали 59 сонетов, 4 канцоны и 1 секстину. Его поэтические сочинения выделяются тщательным подбором языковых и стилистических средств, который свидетельствует о постоянном совершенствовании текста автором, о чем не раз упоминается и в письмах поэта (например, в письме к Пьеру Веттори от 15 июля 1553 г. он говорит: лВ самой моей природе Ц менять и еще раз менять, и снова с удовольствием переделывать, подобно тому, кто никогда не торопится╗). Новизна синтаксического построения его текстов заключается прежде  всего сложным переплетением переносов (enjambements) и луловок╗ (УavvolgimentiФ), которые внутри сонета связывают катрены и терцины; в его лирике стремление к экспериментальности и обновлению стиля Петрарки выражено намного ярче, чем у его современников, вплоть до того, что в некоторых канцонах он отказывается от традиционной любовной тематики и говорит о моментах собственной жизни, о собственных устремлениях, связанных с карьерой. В подобном ключе написана канцона лErrai gran tempo, e del cammino incertoЕ╗, которую можно считать одной из поворотных в сборнике: именно в ней поэзия выступает как некое частное измерение, в котором поэт может говорить о сожалении и неудачах в собственной судьбе. Однако в целом Делла Каза следует схеме Петрарки, хотя и в более сжатом виде (стоит напомнить, что лКанцоньере╗ Петрарки насчитывает 366 композиций): лирический герой приходит к мысли об утрате, покаянию, искуплению, - на подобное поэтическое решение, вне сомнения, повлияла общая религиозная атмосфера эпохи Контрреформации. По сравнению с многими лканцоньере╗, очень распространенными при дворах того времени и ставшими самыми настоящими лпродуктами потребления╗ и развлечения, лирика Делла Каза отвечает требованиям лgravitas╗ (утяжеленности, основательности), высоких этических качеств, помимо того что обладает совершенством формы.  В своих лСтихотворениях╗ Делла Каза близок морально-философским произведениям Петрарки, и создается эта близость постоянным повторением определенных образов и понятий: смерть, быстротечность жизни, одиночество. Тем не менее, поэт нередко обращается и к авторам 15 века на вольгаре, а также к древнегреческой и античной латинской поэзии, о чем свидетельствует широкое использование мифологических элементов в его текстах (Гомер, Овидий, Софокл, Сенека, Валерий Флакк, Стаций Ц и преломление их тем и образов у Лоренцо де Медичи, Дж.Понтано, Я.Саннадзаро).

В плане стилистики Делла Каза расширяет экспрессивные возможности поэтической фразы, вводит новые элементы построения сонетной формы,  воспроизводит особое состояние души, создает эмоциональность, не свойственную для лирики 16 века, сохраняя при этом чувство меры, сдержанность и гармоничность.

 

Самым известным прозаическим произведением Делла Каза является лГалатео╗ (лIl Galateo╗) Ц трактат на вольгаре, своим названием обязанный епископу Сиенскому Галеаццо (на латыни Galatheus) Флоримонте, который и побудил автора к написанию этого произведения. Вероятно, написан он в Нервезе, вышел, как и лСтихотворения╗, после смерти автора, в 1558 г.

Написан в монологической форме от лица некоего пожилого наставника, не знакомого с литературой, но хорошо знающего жизнь, который учит юношу благородного происхождения лхорошим манерам╗, то есть дает ему советы, как хорошо выглядеть в обществе,  приспосабливаясь к различным жизненным обстоятельствам и условностям. Его монолог изобилует деталями, конкретными примерами, иногда в форме забавных историй, которые делают изложение более живым, а восприятие более простым. Автор не говорит о неких исключительных достоинствах и качествах, не приводит из ряда вон выходящих примеров, а останавливается на поведении обычных людей, от которых не следует требовать чего-либо героического либо гениального. Его цель очень скромна и практична: воспитать средний лслой╗ населения, отмечая те качества и достоинства, которые необходимы для повседневного существования, а также ошибки, возможные в отношениях с другими людьми.

В этом плане лГалатео╗ отличается от лКниги о придворном╗ Кастильоне, в которой речь шла о модели поведения, ограниченной всего лишь одним классом общества Ц аристократией. Герой (и читатель) книги Делла Каза Ц это обычные люди, которым писатель хочет привить вкус к утонченности, считающейся привилегией благородного сословия. Не случайно предполагаемым слушателем монолога избран юноша, поскольку именно в юности формируется характер, и поэтому проще обучиться изысканным манерам.

Своему ученику гувернер советует быть любезным и вежливым в отношениях с другими людьми, скромным и умеренным в поведении и в одежде, соблюдать чувство меры и избегать излишеств. Беседу также надо уметь вести в приятной и воспитанной манере, и собеседники должны выражаться на соответствующем языке, выбирая слова таким образом, чтобы они выражали мысль ясно и со всеми оттенками. Стоит воздерживаться от произнесения лнеблагородных╗ слов, звучание которых  может напомнить о малоприятных или слишком конкретных предметах. По этой причине Делла Каза критикует и отвергает язык Данте, который не избегал достаточно экспрессивных или даже неприличных слов.

Язык Боккаччо, напротив, представляется автору достойным подражания: он умерен, литературен, но легко доступен и способен удерживать интерес читателя благодаря любезному тону и самоиронии, помогающей автору не показаться смешным в своих выражениях и умозаключениях. Именно в языке и заключается одна из причин того, что произведение Делла Каза сразу же стало известным и получило широкое хождение, надолго оставшись в литературном обиходе.

 

й С.В.Логиш, 09.2003


 

Opere / Произведения

 

Rime / Стихотворения

 Galateo / Галатео

 

 


 

Links / Ссылки

 

http://www.liberliber.it/biblioteca/d/della_casa/ - страница в библиотеке "LiberLiber"

 http://www.classicitaliani.it/index022.htm - "Galateo" текст

http://www.classicitaliani.it/bio_pdf/bio022.pdf - биография

http://digilander.libero.it/bepi/capitoli/capitoli.html - лCapitoli╗

http://www.letteraturaitaliana.net/PDF/Volume_5/t117.pdf  полный текст "Стихотворений" в формате .pdf (Adobe Acrobat)

http://directory.google.com/Top/World/Italiano/Arte/Letteratura/Poesia/Poeti_dal_Duecento_all'Ottocento/Della_Casa,_Giovanni/ - ссылки

http://www.spazioinwind.libero.it/letteraturait/ antologia/petra05.htm  Ц статья о  творчестве

 

 


й Belpaese2000, 30.09.2003

 

С500     Biblio Italia




Hosted by uCoz