BIBLIO ITALIA  Библиотека итальянской литературы

 

Lorenzo de' Medici

1449-1492

Лоренцо де Медичи


LORENZO IL MAGNIFICO – ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ
(Флоренция, 1449-1492)

 Итальянский исторический деятель, поэт, писатель. Cын Пьеро де Медичи и Лукреции Торнабуони. Родился во Флоренции в 1449 г. С юных лет учился у Джованни Аргиропуло, Марсилио Фичино и Кристофоро Ландино и читал в переводе произведения греческих философов. Увлекается литературой и поэзией в частности под влиянием своего друга Луиджи Пульчи; знакомится  с латинской поэзией, произведениями Данте и поэтов на вольгаре 14-15 вв. В 1469 г. женится на Клариче Орсини и в том же году, после смерти отца, принимает на себя правление городом. Его правление (которое ни в одном документе не было закреплено юридически) характеризуется стремлением укрепить власть и роль Флоренции среди итальянских государств. Дальновидная политика Лоренцо, в которой военные действия чередовались с дипломатическими переговорами, приводит к образованию Лиги совместно с Миланом и Неаполем, гарантирует равновесие политических сил и мир. За заслуги посредника Лоренцо называют «ago della bilancia»  итальянской политики этой эпохи. С таким же усердием и последовательностью он руководит Флоренцией. Известна, например, жесткость, которой он отвечает на заговор Пацци. В 1492 г., в сорок три года, Лоренцо умирает на своей вилле в Кареджи, окруженный давними друзьями: Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, присутствует при этом и его враг – доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, который после смерти Великолепного будет фактически управлять городом на протяжении нескольких лет. Последние минуты его жизни подробно описал Полициано в своем письме к Якопо Антикварио, датированном 18 мая 1492 г.

Лоренцо был щедрым меценатом. Следует подчеркнуть, однако, что его личность была неоднозначной и противоречивой, в ней сложным образом сочетались искренний интерес к искусству и трезвый политический расчет. Поэтому стремление к покровительству и защите художников и литераторов проявляется прежде всего от  желания поднять престиж рода Медичи во Флоренции, а Италии и в Европе. Таким образом, его меценатство является частью более широкого политического замысла, который, впрочем, нисколько не умаляет значимости действий Лоренцо в отношении культуры, но объясняет причину его поведения и выбора : к примеру, защита философов Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола от папских посягательств, - они подозреваются в ереси. И это не только некая интеллектуальная солидарность, но и решительные действия в защиту независимости Флоренции. В то же направлении совершаются и иные действия, - в частности, забота об «Арагонской коллекции», отправленной в 1477 г. в дар Федерико, сыну короля Неаполя Фердинанда Арагонского, а также создание ценнейшей библиотеки, которая до сих пор носит имя Лоренцо («Biblioteca Laurenziana» во Флоренции).
         С другой стороны, меценатство Лоренцо кладет начало радикальным изменениям в условиях существования и творчества художников и литераторов с точки зрения отношений с властью. С течением времени они будут приняты на службу у синьоров, по заказам которых работают, и только немногим удастся избежать подобной участи, причем не без риска для собственной судьбы и карьеры.

Лоренцо – широко образованный человек, у него глубокие и разносторонние познания в культуре, подтверждением чему служит разнообразие и плодотворность его литературного творчества. Тем не менее, достаточно сложно выстроить в хронологическом порядке фазы его творчества. Итальянское литературоведение разделяет его литературную карьеру на три периода, в «Истории всемирной литературы» (М.: Наука, 1984. Т.3.) указываются всего лишь два. Первый период включает юношеские произведения, написанные до 1472 г.; второй – тексты, созданные с 1472 по 1484 гг.; третий – произведения последних лет жизни, т.е. до 1492 г.

Первый период составляют тексты, в которых очевиден эклектизм автора, который пишет почти во всех литературных жанрах, использовавшихся в его эпоху. В небольшой поэме в октавах «Ненча из Барберино» («Nencia da Barberino»), атрибуция которой до сих пор окончательно не установлена, крестьянин Валлера говорит о красоте своей возлюбленной, пастушки Ненчи, выражая своим грубым, но колоритным языком классическую хвалу любимой женщине. Поэма несет на себе отчетливый отпечаток реалистичности и отражает некое любопытство автора к поведению и языку сельских жителей, даже с учетом того, что подобная литературная модель – сатира на «деревенщину» (satira del villano) была достаточно популярна еще в средние века. С другой стороны, текст представляет собой и пародию на достаточно распространенный в то время жанр пасторальной поэзии, подражавшей античным авторам.

Другая небольшая поэма в октавах – «Соколиная охота» («Luccellagione di starne»). В ней описывается сцена охоты, которая завершается богатым застольем. Терцинами написана еще одна поэма этого периода, «Пир, или Пьяницы» («il Simposio, o I beoni»), своего рода сатирическое перечисление всех самых известных пьяниц Флоренции того времени, -  в ней Лоренцо пародирует литературную модель «списка» известных  и знатных людей, которая использовалась уже во времена Данте.

К первому периоду относится и поэма «Спор» («Laltercazione»), хотя и контрастирует с предыдущими текстами. В ней поэт  излагает основные положения теории Марсилио Фичино о Высшем Благе (на нее позднее будут опираться и его «Капитоли»).

В «Стихотворениях» («Rime») Лоренцо следует схеме Петрарки, используя идеи неоплатонизма, очевидные прежде всего в трактовке любви как духовного возвышения. Одновременно стихотворения продолжают традицию литературы на вольгаре, сторонником которой был не только Лоренцо, но большинство флорентийских гуманистов.

Самое значительное произведение Лоренцо второго периода – это «Комментарий к некоторым сонетам о любви» («Comento ad alcuni sonetti damore»), во многом построенный по схеме «Новой жизни» Данте. В книге  автор комментирует языком прозы некоторые свои стихотворения, созданные с 1477 по 1484 гг. Поэт пытается связать поэтические принципы Петрарки с традицией «стильновизма» и Данте. В этот период были также написаны «Религиозные капитоли» («Capitoli religiosi»), перифразы в терцинах, основанные на библейских и религиозных текстах и проникнутые пессимистической тональностью.

В число произведений третьего периода входят тексты, основанные на классических сюжетах и реминисценциях: «Похищение Венеры и Марса» («il Furto di Venere e Marte»), «Аполлон и Пан» («Apollo e Pan») (обе поэмы написаны терцинами), «Амбра» («Ambra»), в октавах. Написанная октавами поэма «Коринф» («Il Corinto») опирается на «Буколики» Вергилия: на лоне природы, в окружении нимф и пастухов, главный герой Коринф возносит жалобы о своей несчастной любви. В поэме «Леса любви» («Selve damore», другое название «Стансы» - «Stanze»), написанной октавами, элементы античной поэзии ( в частности, из Стация) переплетаются с типичными чертами поэзии 15 века, в которых ощутимо влияние философии Марсилио Фичино. Некая дама вызывает у поэта чувственную страсть, однако постепенно любовь превозмогает земные чувства и возносится к Высшему Благу.

В 1490 г., по случаю карнавала, Лоренцо пишет «Карнавальные песни» («Canti carnascialeschi»), в числе которых и знаменитая «Песнь Вакха», или «Триумф Вакха и Ариадны» («Canzone di Bacco» - «Trionfo di Bacco e Arianna»), которая призывает наслаждаться молодостью и радостным восприятием жизни, пока они не исчезнут бесследно. Здесь Лоренцо обращается к теме, очень характерной для эпикурейской философии, воспринятой через произведения Горация: к гедонизму, очень характерному для лирики этого периода. Восхваление наслаждений, однако, окрашивается в меланхолические, задумчивые тона, особенно в заключительной части, где речь идет о преходящести всего человеческого.

 В ряду последних произведений Лоренцо стоят и тексты религиозного характера, такие как «Представление о Св.Иоанне и Павле» («Rappresentazione di San Giovanni e Paulo») – драма, поставленная в 1491 г., незадолго до его смерти, и «Лауды» («Laude»). Большой интерес представляют и письма, в которых подробно отражены деятельность Лоренцо Медичи как политического деятеля и литератора.

Литературное творчество Лоренцо затрагивает многие жанры, но это не умаляет его глубины. Уже в интерпретации философии Эпикура и Фичино очевидны черты ярко выраженной самостоятельности; мир крестьянства, изображенный в «Ненче из Барберино», не условен, вполне реалистичен и интересен автору.

Произведения периода зрелости несут некоторый отпечаток автобиографичности, связанный прежде всего с такими драматическими моментами, как заговор Пацци. Такие моменты становятся поводом для размышлений и «бегства» (evasione), ухода от реальности.

В произведениях третьего периода, которые были написаны в более спокойный период жизни и при большей политической стабильности, снова появляется пасторальная тематика, которая находит иное, более традиционное решение, чем ранее. В последний период творчества  Лоренцо ощутимо стремление к классической форме, к спокойной, умиротворенной поэтической атмосфере.

 © С.В.Логиш, 11.2003


 Opere / Произведения


   Materiale critico / Критический материал


   Links / Ссылки


Наверх   ‘400     Biblio Italia   Belpaese2000

 

 

 

Очерк истории
'200 - XIII век
'300 - XIV век
'400 - XV век
'500 - XVI век
'600 - XVII век
'700 - XVIII век
'800 - XIX век
'900 - XX век
Итал. язык
Перевод

 

 

Belpaese 2000
Италия
Политика
Живопись
Кино
Музыка
Театр
Гостевая

 

 

© Belpaese2000, 3.04.2004 Updated 17.11.2007




Hosted by uCoz